>>> Федор Тютчев
Впервые стихи Федора Тютчева обратили на себя внимание после публикации ряда его произведений в пушкинском «Современнике» в 1836—1837. Творческое наследие поэта невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений, из которых некоторые представляют собой настоящие жемчужины поэзии.
Стихи Тютчева по алфавиту
◦ А ◦ Б ◦ В ◦ Г ◦ Д ◦ Ж ◦ З ◦ Е ◦ И ◦ К ◦ Л ◦ М ◦ Н ◦ О ◦ П ◦ Р ◦ С ◦ Т ◦ У ◦ Ф ◦ Х ◦ Ц ◦ Ч ◦ Э ◦ Я ◦
◦ Encyclica
◦ Mala aria
◦ Memento
◦ Nous avons pu tous deux, fatigués du voyage
◦ Probleme
◦ Silentium!
____________________________________◦ Mala aria
◦ Memento
◦ Nous avons pu tous deux, fatigués du voyage
◦ Probleme
◦ Silentium!
А
____________________________________Б
__________________________________В
◦ В альбом друзьям
◦ Вас развратило Самовластье
◦ Ватиканская годовщина
◦ В деревне
◦ В душном воздуха молчанье
◦ Веленью высшему покорны
◦ Великий день Кирилловой кончины
◦ Великий Карл прости
◦ Венеция
◦ Весеннее успокоение
◦ Весенние воды
◦ Весь день она лежала в забытьи
◦ Вечер
◦ Вечер мглистый и ненастный
◦ Видение
◦ В которую из двух влюбиться
◦ В небе тают облака
◦ Вновь твои я вижу очи
◦ Волна и дума
◦ Вопросы
◦ Восток белел Ладья катилась
◦ Вот арфа ее в обычайном углу
◦ Вот от моря и до моря
◦ Вполне понятно мне значенье
◦ Впросонках слышу я и не могу
◦ В разлуке есть высокое значенье
◦ Все бешеней буря все злее и злей
◦ Всё отнял у меня казнящий бог
◦ Все решено и он спокоен
◦ Все что сберечь мне удалось
◦ Всесилен я и вместе слаб
◦ В толпе людей в нескромном шуме
◦ В часы когда бывает
◦ Вчера в мечтах обвороженных
◦ Высокого предчувствия
___________________________________◦ Вас развратило Самовластье
◦ Ватиканская годовщина
◦ В деревне
◦ В душном воздуха молчанье
◦ Веленью высшему покорны
◦ Великий день Кирилловой кончины
◦ Великий Карл прости
◦ Венеция
◦ Весеннее успокоение
◦ Весенние воды
◦ Весь день она лежала в забытьи
◦ Вечер
◦ Вечер мглистый и ненастный
◦ Видение
◦ В которую из двух влюбиться
◦ В небе тают облака
◦ Вновь твои я вижу очи
◦ Волна и дума
◦ Вопросы
◦ Восток белел Ладья катилась
◦ Вот арфа ее в обычайном углу
◦ Вот от моря и до моря
◦ Вполне понятно мне значенье
◦ Впросонках слышу я и не могу
◦ В разлуке есть высокое значенье
◦ Все бешеней буря все злее и злей
◦ Всё отнял у меня казнящий бог
◦ Все решено и он спокоен
◦ Все что сберечь мне удалось
◦ Всесилен я и вместе слаб
◦ В толпе людей в нескромном шуме
◦ В часы когда бывает
◦ Вчера в мечтах обвороженных
◦ Высокого предчувствия
Г
____________________________________Д
◦ Да вы сдержали ваше слово
◦ Давно ль давно ль о Юг блаженный
◦ Два голоса
◦ Два единства
◦ Две силы есть две роковые силы
◦ Двум друзьям
◦ Двум сестрам
◦ Декабрьское утро
◦ День вечереет ночь близка
◦ День и ночь
◦ День православного Востока
◦ Другу моему Полонскому
◦ Друг откройся предо мною
◦ Душа моя Элизиум теней
◦ Душа хотела б быть звездой
◦ Дым
___________________________________◦ Давно ль давно ль о Юг блаженный
◦ Два голоса
◦ Два единства
◦ Две силы есть две роковые силы
◦ Двум друзьям
◦ Двум сестрам
◦ Декабрьское утро
◦ День вечереет ночь близка
◦ День и ночь
◦ День православного Востока
◦ Другу моему Полонскому
◦ Друг откройся предо мною
◦ Душа моя Элизиум теней
◦ Душа хотела б быть звездой
◦ Дым
Ж
__________________________________З
◦ Заветный кубок
◦ Закралась в сердце грусть и смутно
◦ За нашим веком мы идем
◦ Запад, Норд и Юг в крушенье
◦ Звучит как древле, пред тобою
◦ Здесь где так вяло свод небесный
◦ Зима недаром злится
___________________________________◦ Закралась в сердце грусть и смутно
◦ За нашим веком мы идем
◦ Запад, Норд и Юг в крушенье
◦ Звучит как древле, пред тобою
◦ Здесь где так вяло свод небесный
◦ Зима недаром злится
Е
◦ Его светлости Князю Суворову
◦ Едва мы вышли из Трезенских врат
◦ Есть в осени первоначальной
◦ Есть и в моем страдальческом застое
◦ Еще в полях белеет снег
◦ Еще земли печален вид
◦ Еще томлюсь тоской желаний
___________________________________◦ Едва мы вышли из Трезенских врат
◦ Есть в осени первоначальной
◦ Есть и в моем страдальческом застое
◦ Еще в полях белеет снег
◦ Еще земли печален вид
◦ Еще томлюсь тоской желаний
И
◦ И гроб опущен уж в могилу
◦ И в божьем мире то ж бывает
◦ Играй покуда над тобою
◦ Из Вильгельма Мейстера
◦ Из края в край из града в град
◦ Из Микеланджело
◦ Из чьей руки свинец смертельный
◦ Иным достался от природы
◦ И море и буря качали наш челн
◦ Императору Николаю I
◦ Итак опять увиделся я с вами
◦ Итальянская villa
◦ И тихими последними шагами
____________________________________◦ И в божьем мире то ж бывает
◦ Играй покуда над тобою
◦ Из Вильгельма Мейстера
◦ Из края в край из града в град
◦ Из Микеланджело
◦ Из чьей руки свинец смертельный
◦ Иным достался от природы
◦ И море и буря качали наш челн
◦ Императору Николаю I
◦ Итак опять увиделся я с вами
◦ Итальянская villa
◦ И тихими последними шагами
К
◦ К Ганке
◦ Как верно здравый смысл народа
◦ Как весел грохот летних бурь
◦ Как дочь родную на закланье
◦ Как дымный столп светлеет в вышине
◦ Как летней иногда порою
◦ Как над горячею золой
◦ Как нас ни угнетай разлука
◦ Как неожиданно и ярко
◦ Как неразгаданная тайна
◦ Как ни бесилося злоречье
◦ Как ни гнетет рука судьбины
◦ Как ни дышит полдень знойный
◦ Как ни тяжел последний час
◦ Как океан объемлет шар земной
◦ Как он любил родные ели
◦ Как порою светлый месяц
◦ Как птичка раннею зарей
◦ Как сладко дремлет сад
◦ Как хорошо ты о море ночное
◦ Как этого посмертного альбома
◦ Какое дикое ущелье
◦ К Нисе
◦ Князю Вяземскому
◦ Когда в кругу убийственных забот
◦ Когда дряхлеющие силы
◦ Когда на то нет божьего согласья
◦ Когда осьмнадцать лет твои
◦ К оде Пушкина на Вольность
◦ Колумб
◦ Кончен пир умолкли хоры
◦ Конь морской
◦ Кораблекрушение
◦ Кто б ни был ты но встретясь с ней
____________________________________◦ Как верно здравый смысл народа
◦ Как весел грохот летних бурь
◦ Как дочь родную на закланье
◦ Как дымный столп светлеет в вышине
◦ Как летней иногда порою
◦ Как над горячею золой
◦ Как нас ни угнетай разлука
◦ Как неожиданно и ярко
◦ Как неразгаданная тайна
◦ Как ни бесилося злоречье
◦ Как ни гнетет рука судьбины
◦ Как ни дышит полдень знойный
◦ Как ни тяжел последний час
◦ Как океан объемлет шар земной
◦ Как он любил родные ели
◦ Как порою светлый месяц
◦ Как птичка раннею зарей
◦ Как сладко дремлет сад
◦ Как хорошо ты о море ночное
◦ Как этого посмертного альбома
◦ Какое дикое ущелье
◦ К Нисе
◦ Князю Вяземскому
◦ Когда в кругу убийственных забот
◦ Когда дряхлеющие силы
◦ Когда на то нет божьего согласья
◦ Когда осьмнадцать лет твои
◦ К оде Пушкина на Вольность
◦ Колумб
◦ Кончен пир умолкли хоры
◦ Конь морской
◦ Кораблекрушение
◦ Кто б ни был ты но встретясь с ней
Л
◦ Лебедь
◦ Летний вечер
◦ Лето 1854
◦ Любезному папеньке
◦ Люблю глаза твои мой друг
◦ Любовники безумцы и поэты
◦ Листья
◦ Люблю грозу в начале мая
◦ Любовь земли и прелесть года
____________________________________◦ Летний вечер
◦ Лето 1854
◦ Любезному папеньке
◦ Люблю глаза твои мой друг
◦ Любовники безумцы и поэты
◦ Листья
◦ Люблю грозу в начале мая
◦ Любовь земли и прелесть года
М
____________________________________Н
◦ На древе человечества высоком
◦ На юбилей Карамзина
◦ Над виноградными холмами
◦ Над русской Вильной стародавной
◦ Над этой темною толпой
◦ На камень жизни роковой
◦ Накануне годовщины 4 августа 1864
◦ Нам не дано предугадать
◦ Наполеон
◦ Напрасный труд нет их не вразумишь
◦ Нас всех собравшихся на общий праздник
◦ Наш век
◦ Небо бледно голубое
◦ Не Богу ты служил и не России
◦ Неверные преодолев пучины
◦ Не верь не верь поэту дева
◦ Не говори Меня он как и прежде любит
◦ Не дай нам духу празднословья
◦ Недаром милосердым богом
◦ Не знаешь что лестней для мудрости
◦ Не знаю я коснется ль благодать
◦ Неман
◦ Не остывшая от зною
◦ Неохотно и несмело солнце
◦ Не раз ты слышала признанье
◦ Не рассуждай не хлопочи
◦ Нет веры к вымыслам чудесным
◦ Нет дня чтобы душа не ныла
◦ Нет моего к тебе пристрастья
◦ Не то что мните вы природа
◦ Ночное небо так угрюмо
◦ Ночные мысли
____________________________________◦ На юбилей Карамзина
◦ Над виноградными холмами
◦ Над русской Вильной стародавной
◦ Над этой темною толпой
◦ На камень жизни роковой
◦ Накануне годовщины 4 августа 1864
◦ Нам не дано предугадать
◦ Наполеон
◦ Напрасный труд нет их не вразумишь
◦ Нас всех собравшихся на общий праздник
◦ Наш век
◦ Небо бледно голубое
◦ Не Богу ты служил и не России
◦ Неверные преодолев пучины
◦ Не верь не верь поэту дева
◦ Не говори Меня он как и прежде любит
◦ Не дай нам духу празднословья
◦ Недаром милосердым богом
◦ Не знаешь что лестней для мудрости
◦ Не знаю я коснется ль благодать
◦ Неман
◦ Не остывшая от зною
◦ Неохотно и несмело солнце
◦ Не раз ты слышала признанье
◦ Не рассуждай не хлопочи
◦ Нет веры к вымыслам чудесным
◦ Нет дня чтобы душа не ныла
◦ Нет моего к тебе пристрастья
◦ Не то что мните вы природа
◦ Ночное небо так угрюмо
◦ Ночные мысли
О
◦ Обвеян вещею дремотой
◦ О вещая душа моя
◦ О в эти дни дни роковые
◦ Одиночество
◦ О как убийственно мы любим
◦ Олегов щит
◦ Она сидела на полу
◦ О не тревожь меня
◦ Он умирая сомневался
◦ Осенней позднею порою
◦ Осенний вечер
◦ О чем ты воешь ветр ночной
◦ О этот Юг о эта Ницца
____________________________________◦ О вещая душа моя
◦ О в эти дни дни роковые
◦ Одиночество
◦ О как убийственно мы любим
◦ Олегов щит
◦ Она сидела на полу
◦ О не тревожь меня
◦ Он умирая сомневался
◦ Осенней позднею порою
◦ Осенний вечер
◦ О чем ты воешь ветр ночной
◦ О этот Юг о эта Ницца
П
◦ Памяти Политковской
◦ Певец
◦ Певучесть есть в морских волнах
◦ Первый лист
◦ Песнь Радости
◦ Песнь скандинавских воинов
◦ Песок сыпучий по колени
◦ Пламя рдеет пламя пышет
◦ Под дыханьем непогоды
◦ Погодину
◦ Пожары
◦ Полдень
◦ По равнине вод лазурной
◦ Послание Горация к Меценату
◦ Послание к Шереметеву
◦ Последний катаклизм
◦ Последняя любовь
◦ Поток сгустился и тускнеет
◦ Пошли господь свою отраду
◦ Поэзия
◦ Предопределение
◦ Прекрасный будет день
◦ Прекрасный день его на Западе исчез
◦ Приветствие духа
◦ При посылке Нового Завета
◦ Природа сфинкс
◦ Пришлося кончить жизнь в овраге
◦ Проблеск
◦ Пробуждение
◦ Пророчество
◦ Противникам вина
◦ Пускай от зависти сердца
____________________________________◦ Певец
◦ Певучесть есть в морских волнах
◦ Первый лист
◦ Песнь Радости
◦ Песнь скандинавских воинов
◦ Песок сыпучий по колени
◦ Пламя рдеет пламя пышет
◦ Под дыханьем непогоды
◦ Погодину
◦ Пожары
◦ Полдень
◦ По равнине вод лазурной
◦ Послание Горация к Меценату
◦ Послание к Шереметеву
◦ Последний катаклизм
◦ Последняя любовь
◦ Поток сгустился и тускнеет
◦ Пошли господь свою отраду
◦ Поэзия
◦ Предопределение
◦ Прекрасный будет день
◦ Прекрасный день его на Западе исчез
◦ Приветствие духа
◦ При посылке Нового Завета
◦ Природа сфинкс
◦ Пришлося кончить жизнь в овраге
◦ Проблеск
◦ Пробуждение
◦ Пророчество
◦ Противникам вина
◦ Пускай от зависти сердца
Р
____________________________________С
◦ Саконтала
◦ Свершается заслуженная кара
◦ Святая ночь на небосклон взошла
◦ Сегодня друг пятнадцать лет минуло
◦ Сей день я помню для меня
◦ Сентябрь холодный бушевал
◦ Сижу задумчив и один
◦ Сияет солнце воды блещут
◦ С какою негою с какой тоской
◦ Славянам
◦ Слезы
◦ Слезы людские
◦ Смотри как запад разгорелся
◦ Смотри как на речном просторе
◦ Смотри как роща зеленеет
◦ Снежные горы
◦ Современное
◦ С поляны коршун поднялся
◦ Средство и цель
◦ Стоим мы слепо пред Судьбою
◦ Странник
◦ Сын царский умирает в Ницце
◦ С чужой стороны
___________________________________◦ Свершается заслуженная кара
◦ Святая ночь на небосклон взошла
◦ Сегодня друг пятнадцать лет минуло
◦ Сей день я помню для меня
◦ Сентябрь холодный бушевал
◦ Сижу задумчив и один
◦ Сияет солнце воды блещут
◦ С какою негою с какой тоской
◦ Славянам
◦ Слезы
◦ Слезы людские
◦ Смотри как запад разгорелся
◦ Смотри как на речном просторе
◦ Смотри как роща зеленеет
◦ Снежные горы
◦ Современное
◦ С поляны коршун поднялся
◦ Средство и цель
◦ Стоим мы слепо пред Судьбою
◦ Странник
◦ Сын царский умирает в Ницце
◦ С чужой стороны
Т
◦ Так в жизни есть мгновения
◦ Так гармонических орудий
◦ Так здесь то суждено нам было
◦ Там где горы убегая
◦ Твой милый взор
◦ Тени сизые смесились
◦ Теперь тебе не до стихов
◦ Тихо в озере струится
◦ Тихой ночью поздним летом
◦ Ты волна моя морская
◦ Ты долго ль будешь за туманом
◦ Ты зрел его в кругу большого света
◦ Ты любишь ты притворствовать умеешь
___________________________________◦ Так гармонических орудий
◦ Так здесь то суждено нам было
◦ Там где горы убегая
◦ Твой милый взор
◦ Тени сизые смесились
◦ Теперь тебе не до стихов
◦ Тихо в озере струится
◦ Тихой ночью поздним летом
◦ Ты волна моя морская
◦ Ты долго ль будешь за туманом
◦ Ты зрел его в кругу большого света
◦ Ты любишь ты притворствовать умеешь
У
◦ Увы что нашего незнанья
◦ Ужасный сон отяготел над нами
◦ Умом Россию не понять
◦ Урания
◦ Успокоение
◦ Уста с улыбкою приветной
◦ Утихла биза Легче дышит
◦ Утро в горах
___________________________________◦ Ужасный сон отяготел над нами
◦ Умом Россию не понять
◦ Урания
◦ Успокоение
◦ Уста с улыбкою приветной
◦ Утихла биза Легче дышит
◦ Утро в горах
Ф
◦ Фонтан
___________________________________Х
________________________________________Ц
◦ Цицерон
________________________________________Ч
◦ Чародейкою Зимою околдован лес стоит
◦ Чему бы жизнь нас ни учила
◦ Чему молилась ты с любовью
◦ Через ливонские я проезжал поля
◦ Черное море
◦ Чертог твой спаситель я вижу украшен
◦ Что ты клонишь над водами
__________________________________◦ Чему бы жизнь нас ни учила
◦ Чему молилась ты с любовью
◦ Через ливонские я проезжал поля
◦ Черное море
◦ Чертог твой спаситель я вижу украшен
◦ Что ты клонишь над водами
Э
_________________________________Я
◦ Я встретил вас и все былое
◦ Я знал ее еще тогда
◦ Я лютеран люблю богослуженье
◦ Я очи знал о эти очи
◦ Я помню время золотое
◦ Яркий снег сиял в долине
◦ Я знал ее еще тогда
◦ Я лютеран люблю богослуженье
◦ Я очи знал о эти очи
◦ Я помню время золотое
◦ Яркий снег сиял в долине
Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.
Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворения носят оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.
Третий период охватывает 1850-е – 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихов и гражданских трактатов.
В лице Ивана Сергеевича Гагарина ("иезуита") Тютчев нашел ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину, для напечатания в "Современнике"; здесь в течение 1836 - 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием "Стихотворения, присланные из Германии" и за подписью автора. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений.
Иван Тургенев, собрав при помощи семьи Тютчевых, но - по мнению И. С. Аксакова - без всякого участия самого поэта, около ста его стихотворений, передал их редакции "Современника", где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854).
Собрание это вызвало восторженный отзыв. С этих пор поэтическая слава Тютчева - не переходя, однако, известных пределов - была упрочена; журналы обращались к нему с просьбой о сотрудничестве, стихотворения его печатались в "Русской Беседе", "Дне", "Москвитянине", "Русском Вестнике" и других изданиях; некоторые из них, благодаря хрестоматиям, становятся известными всякому русскому читателю в раннем детстве ("Весенняя гроза", "Весенние воды", "Тихой ночью поздним летом" и другие).
Русская литература чтит в нем, прежде всего, поэта-мыслителя. Литературное наследие его не велико: несколько публицистических статей и около пятидесяти переводных и двухсот пятидесяти оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Среди остальных зато есть ряд перлов философской лирики, бессмертных и недосягаемых по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения.
Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны.
Автор "Silentium", он творил почти исключительно "для себя", под давлением необходимости высказаться пред собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик, чуждый всяких эпических элементов.
Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворения носят оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.
Третий период охватывает 1850-е – 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихов и гражданских трактатов.
В лице Ивана Сергеевича Гагарина ("иезуита") Тютчев нашел ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину, для напечатания в "Современнике"; здесь в течение 1836 - 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием "Стихотворения, присланные из Германии" и за подписью автора. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений.
Иван Тургенев, собрав при помощи семьи Тютчевых, но - по мнению И. С. Аксакова - без всякого участия самого поэта, около ста его стихотворений, передал их редакции "Современника", где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854).
Собрание это вызвало восторженный отзыв. С этих пор поэтическая слава Тютчева - не переходя, однако, известных пределов - была упрочена; журналы обращались к нему с просьбой о сотрудничестве, стихотворения его печатались в "Русской Беседе", "Дне", "Москвитянине", "Русском Вестнике" и других изданиях; некоторые из них, благодаря хрестоматиям, становятся известными всякому русскому читателю в раннем детстве ("Весенняя гроза", "Весенние воды", "Тихой ночью поздним летом" и другие).
Русская литература чтит в нем, прежде всего, поэта-мыслителя. Литературное наследие его не велико: несколько публицистических статей и около пятидесяти переводных и двухсот пятидесяти оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Среди остальных зато есть ряд перлов философской лирики, бессмертных и недосягаемых по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения.
Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны.
Автор "Silentium", он творил почти исключительно "для себя", под давлением необходимости высказаться пред собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик, чуждый всяких эпических элементов.