Несправедливо забытые, стихи Зинаиды Александровой для детей - давно признаны классикой детской литературы. Зинаида Александрова написала много стихов, сценариев игр, сказок, творчество этой замечательной поэтессы радует каждого, кто с ним знакомиться. Добрые, простые, запоминающиеся сюжеты рассказывают обо всем на свете.
Зинаида Александрова - стихи от А до Я:
◦ Арбуз ◦ Баиньки ◦ Белая черёмуха ◦ Белочка ◦ Белый городок ◦ Большая ложка ◦ Букет ◦ В гости к бабушке ◦ Венок ◦ Весеннее чудо ◦ Вкусная каша ◦ Волчонок ◦ В школу ◦ Гибель Чапаева ◦ Гули ◦ Давайте купаться ◦ Дед Мороз ◦ Две подружки ◦ Дождик ◦ Дозор ◦ Зимняя песенка ◦ Золотые руки ◦ Ёлочка ◦ Игрушки | ◦ Капель ◦ Карманный фонарик ◦ Катя в яслях ◦ Колхозный лён ◦ Котята ◦ Красная шапочка ◦ Кролики ◦ Купание ◦ Лошадка ◦ Мама недовольна ◦ Майский праздник ◦ Мой мишка ◦ Молодой месяц ◦ Муравей ◦ Мы оделись ◦ На прогулке ◦ Невидимка ◦ Новая столовая ◦ Новый год ◦ Новый знакомый ◦ Новый снег ◦ Островок на Каме ◦ Песня моряков ◦ Подснежник | ◦ Про девочку Да ◦ Прятки ◦ Птичья ёлка ◦ Раз-два-три ◦ Родина ◦ Ромашки ◦ Салют весне ◦ Сарафанчик ◦ Света ◦ Смешные человечки ◦ Снежок ◦ Таня и Волчок ◦ Таня пропала ◦ Теплый дождик ◦ У моря ◦ У нас в квартире ◦ Утки ◦ Храбрая Таня ◦ Чай в саду ◦ Черника ◦ Четыре старушки ◦ Что взяла ◦ Шарик ◦ Шишки |
Сборники стихов Зинаиды Александровой
В сборниках Зинаида Николаевна запечатлела живую историю детства в стихах: игры, увлечения, события целого дня. Некоторые произведения стали настолько популярными среди ребят, что были переведены на 16 языков. Издательские: Про Таню, ◦ Про Олю, ◦ Новые ясли;
Тематические: Зима, ◦ Весна, ◦ Война
Короткие стихи
Тематика коротких стишков Зинаиды Александровой очень популярна среди ребят. В стихотворениях присутствует игровое начало, их легко запомнить, они много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку.
◦ Ветер на речке
◦ Колокольчики
◦ Одуванчик
◦ Плохая девочка
◦ Полевые цветы
◦ Ромашки
◦ Сама
◦ Топотушки
◦ Утром
◦ Колокольчики
◦ Одуванчик
◦ Плохая девочка
◦ Полевые цветы
◦ Ромашки
◦ Сама
◦ Топотушки
◦ Утром
◦ все стихи Александровой на одной странице ◦
Биография Зинаиды Александровой
Родилась Александрова Зинаида Николаевна в начале двадцатого века 3 декабря 1907 года в Санкт-Петербурге в семье учителя. Она была единственным ребенком в семье.
Отец, Николай Александрович,учился на юридическом факультете в университете и параллельно преподавал физику и математику в Знаменском четырехклассном училище. Мать, Екатерина Ильинична, карелка по национальности, приехавшая в Петербург из Олонецкой губернии,– была фельдшерицей на заводе и, кроме этого, у нее была грошовая частная практика.
Родители были очень заняты, и поэтому раннее детство девочка провела с бабушкой, Анной Агеевной Коноплянниковой, которая говорила карельском языке и знала немало карело-финских народных песен, сказаний, жутковатых легенд и поверий.
Жили Александровы не в центральной части города, а в бедном, деловом районе: на углу Глазовой, Разъезжей, Лиговки. Автомобилей было очень мало, а по Лиговке ходили конки – трамваи на конной тяге. На улице были проложены рельсы, по ним и тянули конку пара лошадей.
Гулять в плохую питерскую погоду, считалось вредно, поэтому Зина развлекала себя, как могла: сочиняла пьесы, играла в театр, шила занавес, рисовала и показывать крутящиеся картинки, как в кинематографе. Росла она впечатлительной, мечтательной. Очень любила Зина смотреть в окна, на проходящую мимо жизнь большого, суетливого города. Поэтому у девочки рано выработалась привычка к созерцанию.
Зина полюбила читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов. Однажды, побывав в книжном магазине на Литейном, девочка разбила глиняную кошку-копилку и все накопленные деньги истратила на покупку новых книжек. «Помню то время как праздник, как открытие прекрасного!» - писала Александрова.
У нее завелась целая библиотечка с номерами и каталогом. Все родные были записаны в домашнюю библиотеку, даже неграмотная бабушка - уже не бабушка-карелка рассказывала внучке сказки, а внучка читала ей книжки вслух. А вскоре, приехав в деревню, Зина сама начала сочинять частушки.
Год в детстве Зины делился на городскую зиму и деревенское лето. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. «Мы снимали дачу, - пишет Александрова в автобиографии, - подальше, подешевле, в деревне, где есть река… В воду свешивались кусты лесной чёрной и красной смородины и отражались ветреные рассветы и закаты».
Когда началась Первая мировая война, отец на фронт не попал из-за плохого зрения. Он работал в госпитале, обучая грамоте выздоравливающих солдат. Мать работала в том же госпитале фельдшерицей.
Война окончилась. Дочку отдали в Мариинскую гимназию, в приготовительный класс. Экзамены в гимназию Зина выдержала, хотя сделала одну ошибку в диктанте. Первый гимназический год совпал с революцией. Время наступило тяжелое.
Начался голод, врачей не хватало. В 1919 г. от голода, туберкулёза и депрессии умирает отец Зинаиды. Семья Александровых решила перебраться в деревню в Новгородскую область, в деревню за Волхов, — считалось, что там безопаснее и сытнее. Маленькая Зина стала ходить в сельскую школу. В 1920 году в Новгородской области началась эпидемия сыпного тифа. Умерла мать Зины, заразившись сыпняком от больных, которых она неутомимо и самоотверженно спасала.
В двенадцать лет девочка осталась сиротой. Приехала тетка из Питера, забрала бабушку и Зинаиду. Тетка отдала племянницу в детский дом— бывший Павловский институт.
В детском доме были еще старые институтские классные дамы.Во время прогулок они защищали воспитанниц от беспризорников зонтиками. Девочки носили старую институтскую форму: темно-голубые платья, белые нарукавники, фартуки и пелеринки. Вскоре детский дом стал пионерским. Поверх белых пелеринок повязывался красный галстук. Иногда с барабаном ходили по мостовой Невского проспекта.
Жить еще было очень трудно: ели селедочный суп, воблу, пшенную кашу, часто голодали. Пирожными дети считали ломтик хлеба, посыпанный желтоватым сахарным песком. Липкие конфеты – подушечки, которые воспитанники получали на праздник, считались самым настоящим лакомством.
Но, несмотря на тяжелое время, в те трудные годы разрухи и гражданской войны государство о них заботилось: девочек-сирот одевали, водили в театр, летом вывозили на дачу в Новый Петергоф. Дети-сироты крепко дружили, устраивали самодеятельные вечера, выпускали стенные газеты и рукописные журналы. Вот тогда-то Зина начала писать стихи для стенной газеты и рукописного журнала. Писала днем или белой ночью в постели. Ей так хотелось писать стихи: даже во сне снилось, что пишет.
В детдоме Зина окончила семилетку и пошла работать ученицей на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Продолжала писать стихи и однажды редакция комсомольской стенной газеты цеха послала их в редакцию журнала «Работница и крестьянка». Стихи и портрет «Работница-поэтесса» были напечатаны. Редакция направила Зину Александрову учиться в Ленинградский техникум печати. А вскоре, в 1928 году, вышли две ее книжки (по словам автора, «тоненькие, робкие») — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни». С тех пор и начали появляться ее стихи и песни на страницах молодежных комсомольских газет и журналов.
После окончания техникума Александрова работала в Рязани, а затем в Москве. Первая книжка для детей вышла в 1930 году. После этого Зинаида Александрова стала часто выступать в школах, детских садах – и теперь писала стихи и песни только для детей.
Первое обращение к малышам - стихотворение «Ветер на речке» вышло отдельным изданием в 1932 г. Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые другие стихи З. Н. Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой», знаменитые «Бескозырка белая» и «Гибель Чапаева».
В 1934 г. выходит в свет последняя «взрослая книжка» Александровой — «Биография песни». Теперь она пишет исключительно для ребят. Одна за другой у нее выходили новые книжки для малышей: «Колхозная весна» (1932), «Майка», «Зима» (1933), «Наши ясли» (1934), «Мишкины соседи» (1936), «Гибель Чапаева» (1937), «Хорошо живется» (1939), «Мой Мишка» (1940), «У нас в саду» (1941).
Во время войны у Александровой вышли две книги: «Островок на Каме» (1944) и «Салют» (1945). Сборники,, вышедшие в 50-е — 70-е годы: «Топотушки», своеобразный итог многолетней работы для самых маленьких, «Про девочку Да и мальчика Нет», «Невидимка», «Станция Весна» и др. Всего Александровой выпущено около 70 книг, книжек и книжечек.
Вспомните, какую песенку обязательно поют малыши, танцуя у новогодней елки? Конечно, «Маленькой елочке холодно зимой», на стихи З. Александровой. Песнями стали и некоторые другие стихи Александровой: знаменитые «Бескозырка белая»и «Гибель Чапаева».
Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. После Ленинграда она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала работать заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята».
Много внимания уделяла Александрова работе с литературной молодежью. Многие ныне хорошо известные поэты, пишущие для детей, назовут ее имя среди своих учителей. Она – ребячий поэт многих поколений, ласково любит малышей.
З. Александрова была строгим, прямым человеком. Говорила негромко, с неподдельной искренностью, мягкостью. Она могла бы повторить вслед за Николаем Клюевым, тоже поэтом-северянином: «Наша радость, наше счастье не крикливы, не шумны».
Другой большой и важный раздел ее работы — популяризация детской литературы народов СССР. Известны ее переводы башкирских, грузинских, чешских, украинских, литовских, еврейских поэтов, пишущих для детей.
В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Рука не слушалась - ей стало трудно писать. Однако, сохранились отдельные записи, по которым можно было понять, что творческий потенциал писательницы не исчерпан. Умерла З. Н. Александрова в 1983 г.
Отец, Николай Александрович,учился на юридическом факультете в университете и параллельно преподавал физику и математику в Знаменском четырехклассном училище. Мать, Екатерина Ильинична, карелка по национальности, приехавшая в Петербург из Олонецкой губернии,– была фельдшерицей на заводе и, кроме этого, у нее была грошовая частная практика.
Родители были очень заняты, и поэтому раннее детство девочка провела с бабушкой, Анной Агеевной Коноплянниковой, которая говорила карельском языке и знала немало карело-финских народных песен, сказаний, жутковатых легенд и поверий.
Жили Александровы не в центральной части города, а в бедном, деловом районе: на углу Глазовой, Разъезжей, Лиговки. Автомобилей было очень мало, а по Лиговке ходили конки – трамваи на конной тяге. На улице были проложены рельсы, по ним и тянули конку пара лошадей.
Гулять в плохую питерскую погоду, считалось вредно, поэтому Зина развлекала себя, как могла: сочиняла пьесы, играла в театр, шила занавес, рисовала и показывать крутящиеся картинки, как в кинематографе. Росла она впечатлительной, мечтательной. Очень любила Зина смотреть в окна, на проходящую мимо жизнь большого, суетливого города. Поэтому у девочки рано выработалась привычка к созерцанию.
Зина полюбила читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов. Однажды, побывав в книжном магазине на Литейном, девочка разбила глиняную кошку-копилку и все накопленные деньги истратила на покупку новых книжек. «Помню то время как праздник, как открытие прекрасного!» - писала Александрова.
У нее завелась целая библиотечка с номерами и каталогом. Все родные были записаны в домашнюю библиотеку, даже неграмотная бабушка - уже не бабушка-карелка рассказывала внучке сказки, а внучка читала ей книжки вслух. А вскоре, приехав в деревню, Зина сама начала сочинять частушки.
Год в детстве Зины делился на городскую зиму и деревенское лето. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. «Мы снимали дачу, - пишет Александрова в автобиографии, - подальше, подешевле, в деревне, где есть река… В воду свешивались кусты лесной чёрной и красной смородины и отражались ветреные рассветы и закаты».
Когда началась Первая мировая война, отец на фронт не попал из-за плохого зрения. Он работал в госпитале, обучая грамоте выздоравливающих солдат. Мать работала в том же госпитале фельдшерицей.
Война окончилась. Дочку отдали в Мариинскую гимназию, в приготовительный класс. Экзамены в гимназию Зина выдержала, хотя сделала одну ошибку в диктанте. Первый гимназический год совпал с революцией. Время наступило тяжелое.
Начался голод, врачей не хватало. В 1919 г. от голода, туберкулёза и депрессии умирает отец Зинаиды. Семья Александровых решила перебраться в деревню в Новгородскую область, в деревню за Волхов, — считалось, что там безопаснее и сытнее. Маленькая Зина стала ходить в сельскую школу. В 1920 году в Новгородской области началась эпидемия сыпного тифа. Умерла мать Зины, заразившись сыпняком от больных, которых она неутомимо и самоотверженно спасала.
В двенадцать лет девочка осталась сиротой. Приехала тетка из Питера, забрала бабушку и Зинаиду. Тетка отдала племянницу в детский дом— бывший Павловский институт.
В детском доме были еще старые институтские классные дамы.Во время прогулок они защищали воспитанниц от беспризорников зонтиками. Девочки носили старую институтскую форму: темно-голубые платья, белые нарукавники, фартуки и пелеринки. Вскоре детский дом стал пионерским. Поверх белых пелеринок повязывался красный галстук. Иногда с барабаном ходили по мостовой Невского проспекта.
Жить еще было очень трудно: ели селедочный суп, воблу, пшенную кашу, часто голодали. Пирожными дети считали ломтик хлеба, посыпанный желтоватым сахарным песком. Липкие конфеты – подушечки, которые воспитанники получали на праздник, считались самым настоящим лакомством.
Но, несмотря на тяжелое время, в те трудные годы разрухи и гражданской войны государство о них заботилось: девочек-сирот одевали, водили в театр, летом вывозили на дачу в Новый Петергоф. Дети-сироты крепко дружили, устраивали самодеятельные вечера, выпускали стенные газеты и рукописные журналы. Вот тогда-то Зина начала писать стихи для стенной газеты и рукописного журнала. Писала днем или белой ночью в постели. Ей так хотелось писать стихи: даже во сне снилось, что пишет.
В детдоме Зина окончила семилетку и пошла работать ученицей на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Продолжала писать стихи и однажды редакция комсомольской стенной газеты цеха послала их в редакцию журнала «Работница и крестьянка». Стихи и портрет «Работница-поэтесса» были напечатаны. Редакция направила Зину Александрову учиться в Ленинградский техникум печати. А вскоре, в 1928 году, вышли две ее книжки (по словам автора, «тоненькие, робкие») — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни». С тех пор и начали появляться ее стихи и песни на страницах молодежных комсомольских газет и журналов.
После окончания техникума Александрова работала в Рязани, а затем в Москве. Первая книжка для детей вышла в 1930 году. После этого Зинаида Александрова стала часто выступать в школах, детских садах – и теперь писала стихи и песни только для детей.
Первое обращение к малышам - стихотворение «Ветер на речке» вышло отдельным изданием в 1932 г. Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые другие стихи З. Н. Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой», знаменитые «Бескозырка белая» и «Гибель Чапаева».
В 1934 г. выходит в свет последняя «взрослая книжка» Александровой — «Биография песни». Теперь она пишет исключительно для ребят. Одна за другой у нее выходили новые книжки для малышей: «Колхозная весна» (1932), «Майка», «Зима» (1933), «Наши ясли» (1934), «Мишкины соседи» (1936), «Гибель Чапаева» (1937), «Хорошо живется» (1939), «Мой Мишка» (1940), «У нас в саду» (1941).
Во время войны у Александровой вышли две книги: «Островок на Каме» (1944) и «Салют» (1945). Сборники,, вышедшие в 50-е — 70-е годы: «Топотушки», своеобразный итог многолетней работы для самых маленьких, «Про девочку Да и мальчика Нет», «Невидимка», «Станция Весна» и др. Всего Александровой выпущено около 70 книг, книжек и книжечек.
Вспомните, какую песенку обязательно поют малыши, танцуя у новогодней елки? Конечно, «Маленькой елочке холодно зимой», на стихи З. Александровой. Песнями стали и некоторые другие стихи Александровой: знаменитые «Бескозырка белая»и «Гибель Чапаева».
Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. После Ленинграда она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала работать заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята».
Много внимания уделяла Александрова работе с литературной молодежью. Многие ныне хорошо известные поэты, пишущие для детей, назовут ее имя среди своих учителей. Она – ребячий поэт многих поколений, ласково любит малышей.
З. Александрова была строгим, прямым человеком. Говорила негромко, с неподдельной искренностью, мягкостью. Она могла бы повторить вслед за Николаем Клюевым, тоже поэтом-северянином: «Наша радость, наше счастье не крикливы, не шумны».
Другой большой и важный раздел ее работы — популяризация детской литературы народов СССР. Известны ее переводы башкирских, грузинских, чешских, украинских, литовских, еврейских поэтов, пишущих для детей.
В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Рука не слушалась - ей стало трудно писать. Однако, сохранились отдельные записи, по которым можно было понять, что творческий потенциал писательницы не исчерпан. Умерла З. Н. Александрова в 1983 г.