Федор Тютчев Стихотворения в алфавитном порядке

Впервые стихи Федора Тютчева обратили на себя внимание после публикации ряда его произведений в пушкинском «Современнике» в 1836—1837. Творческое наследие поэта невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений, из которых некоторые представляют собой настоящие жемчужины поэзии.

Стихи Тютчева по алфавиту

АБВГДЖЗЕИКЛМНОПРСТУФХЦЧЭЯ

____________________________________

А

____________________________________

Б

__________________________________

В
В альбом друзьям
Вас развратило Самовластье
Ватиканская годовщина
В деревне
В душном воздуха молчанье
Веленью высшему покорны
Великий день Кирилловой кончины
Великий Карл прости
Венеция
Весеннее успокоение
Весенние воды
Весь день она лежала в забытьи
Вечер
Вечер мглистый и ненастный
Видение
В которую из двух влюбиться
В небе тают облака
Вновь твои я вижу очи
Волна и дума
Вопросы
Восток белел Ладья катилась
Вот арфа ее в обычайном углу
Вот от моря и до моря
Вполне понятно мне значенье
Впросонках слышу я и не могу
В разлуке есть высокое значенье
Все бешеней буря все злее и злей
Всё отнял у меня казнящий бог
Все решено и он спокоен
Все что сберечь мне удалось
Всесилен я и вместе слаб
В толпе людей в нескромном шуме
В часы когда бывает
Вчера в мечтах обвороженных
Высокого предчувствия

___________________________________

Г

____________________________________

Д

___________________________________

Ж

__________________________________

З

___________________________________

Е

___________________________________

И

____________________________________

К
К Ганке
Как верно здравый смысл народа
Как весел грохот летних бурь
Как дочь родную на закланье
Как дымный столп светлеет в вышине
Как летней иногда порою
Как над горячею золой
Как нас ни угнетай разлука
Как неожиданно и ярко
Как неразгаданная тайна
Как ни бесилося злоречье
Как ни гнетет рука судьбины
Как ни дышит полдень знойный
Как ни тяжел последний час
Как океан объемлет шар земной
Как он любил родные ели
Как порою светлый месяц
Как птичка раннею зарей
Как сладко дремлет сад
Как хорошо ты о море ночное
Как этого посмертного альбома
Какое дикое ущелье
К Нисе
Князю Вяземскому
Когда в кругу убийственных забот
Когда дряхлеющие силы
Когда на то нет божьего согласья
Когда осьмнадцать лет твои
К оде Пушкина на Вольность
Колумб
Кончен пир умолкли хоры
Конь морской
Кораблекрушение
Кто б ни был ты но встретясь с ней

____________________________________

____________________________________

М

____________________________________

Н
На древе человечества высоком
На юбилей Карамзина
Над виноградными холмами
Над русской Вильной стародавной
Над этой темною толпой
На камень жизни роковой
Накануне годовщины 4 августа 1864
Нам не дано предугадать
Наполеон
Напрасный труд нет их не вразумишь
Нас всех собравшихся на общий праздник
Наш век
Небо бледно голубое
Не Богу ты служил и не России
Неверные преодолев пучины
Не верь не верь поэту дева
Не говори Меня он как и прежде любит
Не дай нам духу празднословья
Недаром милосердым богом
Не знаешь что лестней для мудрости
Не знаю я коснется ль благодать
Неман
Не остывшая от зною
Неохотно и несмело солнце
Не раз ты слышала признанье
Не рассуждай не хлопочи
Нет веры к вымыслам чудесным
Нет дня чтобы душа не ныла
Нет моего к тебе пристрастья
Не то что мните вы природа
Ночное небо так угрюмо
Ночные мысли

____________________________________

О

____________________________________

П
Памяти Политковской
Певец
Певучесть есть в морских волнах
Первый лист
Песнь Радости
Песнь скандинавских воинов
Песок сыпучий по колени
Пламя рдеет пламя пышет
Под дыханьем непогоды
Погодину
Пожары
Полдень
По равнине вод лазурной
Послание Горация к Меценату
Послание к Шереметеву
Последний катаклизм
Последняя любовь
Поток сгустился и тускнеет
Пошли господь свою отраду
Поэзия
Предопределение
Прекрасный будет день
Прекрасный день его на Западе исчез
Приветствие духа
При посылке Нового Завета
Природа сфинкс
Пришлося кончить жизнь в овраге
Проблеск
Пробуждение
Пророчество
Противникам вина
Пускай от зависти сердца

____________________________________

Р

____________________________________

С
Саконтала
Свершается заслуженная кара
Святая ночь на небосклон взошла
Сегодня друг пятнадцать лет минуло
Сей день я помню для меня
Сентябрь холодный бушевал
Сижу задумчив и один
Сияет солнце воды блещут
С какою негою с какой тоской
Славянам
Слезы
Слезы людские
Смотри как запад разгорелся
Смотри как на речном просторе
Смотри как роща зеленеет
Снежные горы
Современное
С поляны коршун поднялся
Средство и цель
Стоим мы слепо пред Судьбою
Странник
Сын царский умирает в Ницце
С чужой стороны

___________________________________

___________________________________

У

___________________________________

Ф

___________________________________

Х

________________________________________

Ц

________________________________________

Ч

__________________________________

Э

_________________________________

Я

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворения носят оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е – 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихов и гражданских трактатов.

В лице Ивана Сергеевича Гагарина ("иезуита") Тютчев нашел ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину, для напечатания в "Современнике"; здесь в течение 1836 — 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием "Стихотворения, присланные из Германии" и за подписью автора. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений.

Иван Тургенев, собрав при помощи семьи Тютчевых, но — по мнению И. С. Аксакова — без всякого участия самого поэта, около ста его стихотворений, передал их редакции "Современника", где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854).

Собрание это вызвало восторженный отзыв. С этих пор поэтическая слава Тютчева — не переходя, однако, известных пределов — была упрочена; журналы обращались к нему с просьбой о сотрудничестве, стихотворения его печатались в "Русской Беседе", "Дне", "Москвитянине", "Русском Вестнике" и других изданиях; некоторые из них, благодаря хрестоматиям, становятся известными всякому русскому читателю в раннем детстве ("Весенняя гроза", "Весенние воды", "Тихой ночью поздним летом" и другие).

Русская литература чтит в нем, прежде всего, поэта-мыслителя. Литературное наследие его не велико: несколько публицистических статей и около пятидесяти переводных и двухсот пятидесяти оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Среди остальных зато есть ряд перлов философской лирики, бессмертных и недосягаемых по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения.

Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны.

Автор "Silentium", он творил почти исключительно "для себя", под давлением необходимости высказаться пред собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик, чуждый всяких эпических элементов.

Поделиться ссылкой: