Валентин Берестов
Содержание
Прежде всего, стихи Берестова рекомендуются для детей-дошкольников. В стихотворениях нет морализмов и нравоучений, только много доброты и волшебства. Читать их просто, у стихов легкая рифма, которую малыши быстро заучивают наизусть. Берестов не только добрый сказочник, но и лирик и философ, читатели всех возрастов и вкусов найдут в творчестве поэта своего автора.
Сборники стихов Валентина Берестова
Тематические:
Берестов — стихотворения от А до Я:
◦ Август
|
____________________________________
____________________________________
____________________________________
◦ Гордость
|
◦ Гуси
|
____________________________________
◦ Драконил
|
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
◦ Индеец
|
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
◦ Портниха
◦ Потеря ◦ По ягоды ◦ Предвесеннее ◦ Про машину ◦ Просыпаюсь ещё в темноте ◦ Прощание с другом ◦ Прятки |
____________________________________
◦ Рыжик
|
____________________________________
____________________________________
____________________________________
___________________________________
◦ Хобот
|
◦ Ходули
|
____________________________________
◦ Чайки
|
____________________________________
◦ Шапка
|
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Поскольку поэтические способности у мальчика обнаружились рано, стихи Берестов начал писать еще в детстве. Однако его первый опыт закончился грустно. Берестов терпел плохое отношение со стороны сверстников, ведь увлечение чтением и поэзией не было популярным, поэтому восьмилетнему Валентину часто доставалось от одноклассников. Именно поэтому первые стихи Берестова , записанные в тетрадь, хранились в укромном тайнике.
Во время войны в 1942 году, в эвакуации в Ташкенте мальчик познакомился с Ахматовой. В местном Дворце пионеров преподаватель английского языка, Надежда Яковлевна, заметила талантливого ребенка и отвела его к Анне Андреевне. Позже Валентин познакомился и с Надеждой Мандельштам. Но настоящим подарком судьбы было знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским, который спас Берестову жизнь, когда тот серьезно заболел. Ему же четырнадцатилетний мальчик и решился показать свою заветную тетрадь. Так началось становление его поэтического таланта, К. И. Чуковский писал о нем: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним». Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант и больше не стесняться его.
В 1944 году Берестов переезжает в Подмосковье и поступает в МГУ на исторический факультет, а затем в Институт этнографии на аспирантуру, работает над археологическими раскопками в Новгороде и Хорезме. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах»(1964) и «Два огня» (1966), «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал В. Берестов. В 1946 году Берестов начинает публикацию в периодических изданиях, а в 1957 году появляется на свет книжка для детишек дошкольного возраста «Про машину» – первое издание поэта для детей. Затем выходят сборники «Картинки в лужах», «Весёлое лето», «Улыбка». «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, весёлый лирический поэт».
Также увлекательны статьи Берестова о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Он написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».
В последние годы жизни поэт писал и выпускал сказки вместе со своей любимой женой, художницей и архитектором Татьяной Александровой. Основной работой Берестова в те годы было составление вместе с супругой «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: . Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего» – так говорила о Валентине Дмитриевиче известный литературовед Новелла Матвеева, и это воистину так.
Умер 15 апреля 1998 года в Москве.